Wacken Open Air 2016

Wacken Open Air 2016
Говоря о прошедшем 27-м Вакене на ум приходит фраза из известного мультика про пса и волка – «Что, опять?!». Потому что второй год подряд погода решила испытать приехавших на крупнейший европейский металлический фестиваль металхедов на прочность. Девиз Вакена Rain’or’Shine воплотился в жизнь на все 100 процентов.

Прошедшие накануне фестиваля дожди превратили все дороги в жидкое месиво, в котором можно было неосторожно увязнуть по самые…шорты… Самое неприятное, что эта же субстанция покрывала все поле перед основными сценами. Периодически небо проливало новые порции дождя, не давая грязи просохнуть. Все это в совокупности с достаточно прохладной погодой не добавляло хорошего настроения, и ,похоже, за Вакеном кроме звания крупнейшего фестиваля навсегда закрепилась слава еще и грязнейшего фестиваля Старого света.
Интересен тот факт, что организаторы видимо окончательно сделали для себя вывод о невозможности победы над этой напастью и забросили всякие попытки борьбы с ней, а даже стали бравировать этим, находя якобы некую привлекательность в соответствии девиза действительности (хотя на мой взгляд это все же минус, причем , немалый). В предыдущие годы пространство перед сценами хотя бы посыпали соломой и опилками, сейчас же все это болото доставляет радость разве что паре грязнуль, с удовольствием в нем валяющимся. Остальная масса металхэдов старалась выбирать места посуше, образуя живые островки. На фоне этого создавалось ощущение , что народу на Вакене стало гораздо меньше, хотя это конечно же не так – и "солдаут" билетов в первые часы после начала продаж в прошлом году тому свидетельство. Просто организаторы, оставив попытки борьбы с природой, сделали ставку на постоянное расширение предлагаемого вниманию посетителей списка всевозможных развлечений и событий. Только сцен насчитывается уже восемь, кроме того есть отдельная палатка для рестлинга, кинотеатр под открытым небом, викингская деревня, футбольное поле, на котором проводится ежегодный кубок Вакена и много-много всего другого. Все это работает как хорошо отлаженный механизм и видимо призвано компенсировать пробелы в составе участников, без которых не обошлось. К тому же чуть ли не впервые заезд в кемпинг официально открыт с понедельника (пускали и раньше, но неофициально и с вас также возьмут по 20 евро за каждый день раннего заезда).

Однако по порядку.
Весь первый фестивальный день, а это среда, был отдан "Wacken Metal Battle" – ежегодно проводящемуся конкурсу непрофессиональных (с точки отсутствия контракта со звукозаписывающим лэйблом – это непременное условие для участников) групп со всего мира – победителей национальных конкурсов, организуемых под эгидой Вакена. Сменяя друг друга на двух сценах огромного шатра Bullhead City Circus каждые 20 минут эти молодые и не очень таланты пытались убедить слушателей и жюри в том , что именно они достойны главного приза в 5000 евро (кстати ранее победитель автоматически получал контракт с Nuclear Blast – известным и уважаемым лэйблом, однако сейчас от этой практики отказались). Самыми убедительными оказались ребята из Кейптауна с оригинальным названием – Zombies Ate My Girlfriend, играющие интересную смесь трэша, дэта и еще много чего. Основное поле с тремя главными сценами как обычно было закрыто до четверга, но народ помимо Метал Баттла мог развлечься на остальных сценах, а также участвуя в различных ивентах Вакингской деревни – там , как обычно, можно было попытаться залезть по веревочной лестнице, забить молотом грузик на верх столба, выковать какую-нить деталюшку и много-многое другое. Просто перечисление всех видов развлечений займет не одну страницу.

Теперь собственно о музыке.
Говорит один из организаторов феста, Хольгер Хюбнер: «Каждый год для нас очень важно найти сбалансированную музыкальную смесь для Holy Wacken Land. Металл разнообразен и поэтому мы стараемся показать это разнообразие каждый год».
С ним нельзя не согласиться, особенно если учесть количество народу на фесте (кстати, организаторы из года в год декларируют 75000 зрителей, но мы то уверены, что их намного больше и количество перевалило за сотню тысяч) – сложно найти направление металла, устроившее бы разом всю эту толпу. Однако, иногда и это удается команде Вакена, как это случилось и сейчас.
Имя этому феномену – Iron Maiden. Кажется, выступление мистера Дикенсона сотоварищи никого не оставило равнодушным (как впрочем всегда). Мощные декорации, бешеная энергетика нестареющих музыкантов во главе со своим неутомимым фронтменом, огромная фигура Эдди на сцене, невероятный звук, любимые всеми песни – все это стало украшением первого дня фестиваля на главном поле. Настоящий Хэдлайн, с большой буквы! Хотя их тур в поддержку последнего альбома The Book Of Souls World Tour прокатился уже по всему миру и многие успели его посмотреть (выступление на Вакене явилось его своеобразной кульминацией) – интерес был колоссальный, огромное фестивальное поле было заполнено д отказа (наверное единственный раз на протяжении всего фестиваля) несмотря на периодически возобновляющийся дождь. Кому не хватило места на поле, смотрели трансляцию на огромных экранах Movie Field вблизи Bull Head City Circus. Кроме того, многочисленные поклонники могли посмотреть ее онлайн, не подвергая свое здоровье пагубному воздействию природных катаклизмов. Кстати, эта трансляция доступна и в Ютьюбе, поэтому считаю, что подробный анализ ее ни к чему, скажу только, что похоже Брюс полностью оправился от болезненных проблем с языком, из-за которых официальное начало тура было отодвинуто почти на пол-года, разве что порой выглядел чуть утомленным. Но оно и понятно – шутка ли, 46 концертов такого уровня! Да под выступление  Iron Maiden в нарушение традиций (обычно все выступления первого дня проводятся на одной сцене) была специально выделена отдельная True Metal Stage, а все остальные участники выступали на Black Stage. А были это ни много, ни мало, как тоже настоящие ветераны и монстры рока, что ни имя, то легенда – Saxon, Foreigner, Whitesnake. Кроме них было еще выступление традиционных открывальщиков Вакена Skyline и после выступления  Iron Maiden – пятнадцатиминутка памяти Лемми, в течение которой оставшиеся члены группы – Фил Кемпбел и Микки Ди вспоминали Лемми и благодарили его и фэнов за…за все в общем благодарили..Было очень трогательно.
  
Не буду останавливаться на группах, выступавших в этот день на двух сценах в шатре Bullhead City Circus. И дело вовсе не в том, что там играли недостойные внимания команды (достаточно посмотреть на имена – Marduk, Therapy?, Vader (!!!!), The Black Dahlia Murder, Michael Monroe и Blue Oyster Cult) - просто их было настолько много , что не хватит ни времени, чтобы все это посмотреть, ни объема статьи, чтобы все это описать.
Тут настало время очередного лирического отступления. Учитывая вышесказанное и чуть забегая вперед, надо признать, что к настоящему времени Вакен разросся настолько, что посмотреть абсолютно все, даже одним глазком, не представляется никакой физической возможности. Чтобы добраться пешком (а другого вида транспорта на фесте, увы, до сих пор не предусмотрено для простых смертных) из отдаленных концов раскинувшегося на многие гектары кемпинга до фестивальной зоны, понадобится никак не меньше 20 минут, превратившиеся в болото дороги удваивают необходимое время и усилия. Такая же история при попытке переместиться например от Party Stage до W:E:T Stage, находяйщейся в цирке-шатре – болото под ногами, плотная толпа и немалое расстояние. Поэтому в порядке совета для будущих посетителей Вакена – не пытайтесь объять необъятное и посмотреть всё, пользуйтесь возможностью создать свой собственный Running Order на офф. сайте феста, или свободно доступным приложением Wacken App, выбирайте только самое интересное на ваш взгляд. Можно например ограничиться командами, выступающими на основных сценах и добавить пару-тройку из тех, кто в шатре.

Кстати, на оставшихся маленьких сценах выступают как правило одни и те же коллективы и практически каждый день, так что при желании посмотреть кого-то конкретно, труда это не составит. И еще – с каждым годом Вакен снимают все более полно и профессионально. Уже можно сбиться со счету со скольких ракурсов работают многочисленные операторы. И в большинстве своем это видео доступно в сети в отличном качестве картинки и звука. Французской компании Arte concert, осуществляющей съемку для Wacken TV – за это огромный респект.

Но продолжим с кратким обзором выступающих групп. В пятницу все площадки работали с полной нагрузкой с 11 утра и до позднего вечера. Вообще, пятница на Вакене – это центральный день. Он еще не последний, но уже и не первый, самый разгар веселья. Еще не надо думать о дороге домой, но уже втянулся в фестивальный ритм. Тем, кто решил полностью посвятить пятничный день просмотру выступлений на главных сценах, было, на что посмотреть. Первыми в бой вступили немцы Pyogenesis, пребывающие по слухам в несколько замороженном состоянии и подарившие немногочисленным собравшимся на тот момент металхэдам надежду начальными аккордами металликовского Master Of Puppets  но тут же убившие ее последующим достаточно унылым постпанком.
Однако, они задали курс, который следом заботливо приняли и развили неистовые шведы The Haunted со своей смесью металкора и трэша. Достигнутый ими успех в деле пробуждения слушателей продолжили бескомпромиссные уже трэшеры из Страны тюльпанов Legion Of The Damned но окончательно выдернуть толпу из состояния сна были призваны японцы Loudness, изо всех сил старавшиеся оправдать свое название. Такого громкого звука я давно не слышал на Вакене! (Кстати , история группы насчитывает 35 лет и в их активе на минуточку аж 26 альбомов!)
После японцев было интересно послушать шведов Entombed A.D. , которая выделилась из классического состава Энтомбед, и возглавляемая фронтменов Ларсом-Йёраном Петровым нарезает , теперь уже самостоятельно, все тот же забойный дэт, но чуть попроще, чем раньше, как говорится, с элементами трэша.
Потом градус напряженности слегка понизил Аксель Руди Пелл со своей командой, но ненадолго. За дело со своими скрипками, дудками и волынками взялись галлы Eluvetie со главе с неизменным Кристианом Кригелем и быстренько вернули градус на место. Причем, видимо для надежности, сначала все песни Кригель пел сам -как мы знаем, все вокалистки в мае сбежали из группы и было объявлено, что женские вокальные партии будет петь Лив Кристин, покинувшая недавно Leaves’ Eyes, и она появилась в середине сета, но ничего хорошего из этого не вышло.
После швейцарцев задача поддерживать пресловутый градус выпала на долю модных нынче Bullet For My Valentine. С задачей валлийцы конечно же справились, однако после них на Черной сцене выступала Тарья и вот тут чуть было не произошел сбой. Все-таки, напряжение поддерживать – это не ее, хотя она и позвала на помощь Алису Уайт-Глаз из Arch Enemy, но, как мне кажется, этим только усугубила положение. Надо было его срочно спасать, и народ нашел выход! Дело в том, что в это же время на Пати стэйдж находился не кто иной, как сам Кай Хансен с толпой своих друзей (из которых выделялся его старый партнер по раннему Helloween Михаэль Киске), представляя проект со странным названием ХХХ – Kai Hansen & Friends (я подозреваю, что их просто попросили заменить кого-то «соскочившего» в последний момент из лайн-апа). Вот они бодро исполняли старые Хэлловиновские песни, народ им подпевал, всем было хорошо и так как-то незаметно время пролетело до начала выступления одного из Хэдлайнеров этого вечера – Blind Guardian. К слову, Хансен с Киске так со сцены и не ушли и продолжили позже совместное выступление в Unisonic, где Хансен – полноправный член с 2012 года. Гвардейцы же, возглавляемые неувядающим Ханзи Кюршем, особенно долго запрягать на стали и сразу запустили Девятый Вал (The Ninth Wave) с последнего альбома, сразу же следом Реквием, потом Ханзи пообещал всех научить летать (Fly) и далее не останавливаясь, прошли практически по всему своему творчеству, не забыв ни Bard’ Song, который, как обычно, все спели дружно под акустику почти без участия Кюрша, ни Mirror,mirror, ни Valhalla. Полтора часа пролетели незаметно. Отличное выступление, конечно оно тоже есть в сети.

Сет-лист:
1. The Ninth Wave
2. The Script for My Requiem
3. Nightfall
4. Fly
5. Tanelorn (Into the Void)
6. The Last Candle
7. Lord of the Rings
8. Time Stands Still (at the Iron Hill)
9. Time What Is Time
10. Imaginations from the Other Side
11. Twilight of the Gods
12. The Bard's Song - In the Forest
13. Mirror Mirror
14. Valhalla

Дальше был сет пионеров индастриал метал Ministry. Очень громко, очень мощно, но как-то ..нудновато, что-ли…Наверное, особенность стиля. Стоит ли лишний раз упоминать, что фанаты и просто желающие могут это также посмотреть на сайте Arte concerts.

Последними в этот день выступали одни из столпов мирового трэш-метал, калифорнийцы Testament.Они, как говорится, не баловали разнообразием ходов (забегая чуть вперед скажу, что на трех фестивалях, где мне удалось побывать за последний месяц, команда Чака Билли играла совершенно идентичный сет-лист). Что-то особенное сказать не могу – все было как всегда здорово – и риффы, и голос Чака и соло….Но однако не надоедает! А вот, собственно и сет лист

1. Over the Wall
2. Rise Up
3. The Preacher
4. More Than Meets the Eye
5. Practice What You Preach
6. The New Order
7. Dark Roots of Earth
8. Into the Pit
9. D.N.R. (Do Not Resuscitate)
10. 3 Days in Darkness
11. Native Blood
12. Disciples of the Watch
13.The Formation of Damnation

В субботу главные сцены были отданы во власть классики. Началось все с паверщиков Dragonforce, продолжилось прогрессивщиками Symphony-X и Borknagar, а затем еще одни ветераны американской металсцены Metal Church пронзительным голосом вокалиста Майка Хоу больше часа доказывали , что их еще рано списывать со счетов. Публика верила.
Надо сказать, что погода в этот день была достаточно благосклонна к собравшимся, дождем не поливала, но проглядывающее солнышко, ни ветерок не могли уже ничего поделать с окончательно превратившейся в жидкое грязевое болото фестивальной зоной.
После американцев (или все-таки шотландцев?) выступала шведская многоголосая группа Therion. Определить стиль, в котором выступают музыканты, довольно затруднительно, с большой натяжкой можно посчитать его симфо-металом. Из всех вокалистов мне больше всего понравилась танцовщица, которая не пела (шутка, весьма недалекая от истины).
Затем настала очередь весельчаков из Steel Panther. Те кто считает их глэм-рокерами и на этом основании пытается не любить, глубоко заблуждается. Да, их музыка не столь сложна технически, но тексты, манера поведения, диалоги на сцене – не что иное как стёб, прикол и пародия. Причем, зачастую на самих себя. Народу посмотреть собралось почти столько же, как на Айрон Мэйден. Кульминацией стала песня 17 Girls in a Row, для участия в исполнении которой вокалист Майкл Старр вытащил на сцену несколько девушек из толпы, а также группу наших знакомых девченок-танцовщих из рестлинга, и они все вместе зажигали под пение толпы, уже подготовленной для последующего выступления Ди Снайдера и Twisted Sister.
Однако до этого на другой сцене было еще шоу швейцарцев Trypticon, играющих мрачный дарк-метал, по-другому не определишь, на уставленной плошками с огнем и перевернутыми крестами сцене с изображением распятия на бэке. Из 10 песен сет-листа 6 являются каверами на песни культовой команды Celtic Frost, а еще одна – просто песня Келтиков. Что в общем то неудивительно, учитывая то, что руководитель Триптикона Томас Габриэль Фишер по совместительству является основателем кельтов и еще одной культовой группы, Hellhammer (отсюда и название – от слова «триптих», намек на третий проект). После такой информации дальше комментировать уже нечего, переместимся на True stage, где уже вовсю готовится к выступлению в рамках финального тура Forty and Fuck It мистер Ди и компания. Причем, они уверяют, что они не вернутся по окончании этого тура, «как Kiss, Scorpions, Judas Priest, Ozzy…». А жаль, если так – Ди , судя по виду, находится в прекрасной физической форме, голос его все так же силен… Ну что ж, увидим.  

В качестве финального шоу Black Stage организаторы приготовили Arch Enemy, но с подвохом – в то же самое время на Party Stage играли набирающие обороты Parkway Drive, так что металхэдам как бы предлагалось, кого выбрать для закрепления впечатления о 27-м Вакене. Больше народу, думаю, выбрала синевласую вокалистку Заклятого Врага (именно так переводится Arch Enemy) Алису Уайт-Глаз, не так давно заменившую у микрофона Анжелу Госсов. Я же, поскольку никак не могу забыть Анжелу, в чем окончательно уверился после самой хитовой песни Arch Enemy Ravenouz, в исполнении которой Алисе до Анжелы еще далеко, проигнорировав модерновщиков Parkway Drive, отправился смотреть другую исполнительницу скриминго-гроулингового жанра в стиле трэш-метал – Бритту Гертц и ее группу Cripper, которым выпало по воле организаторов быть самой-самой последней группой фестиваля. Ребята выступали в шатре и это было их первое вакенсое шоу, поэтому пропустить такое я не мог, хотя и видел их до этого неоднократно. Ожиданий моих они не обманули, хоть и выступление показалось совсем коротким.

Да, в это время на Блэк Стэйдж кавер-группа Dio Disciples исполняла песни понятно кого. Выходило это у Тима ‘Ripper’ Оуэнса, известного по выступлению за Iced Earth и Judas Priest вполне себе неплохо, но, хотя на последней песне (это была We Rock) на сцене появилась даже голографическая фигура самого Ронни Джеймса, это был не Дио, и это наводило на грустные мысли...
Вот на этом собственно Вакен и закончился, последних самых стойких металхэдов секьюрити аккуратно и вежливо вытеснили из фестивальной зоны, назавтра нас ждали сборы и непременная пробка на автобане. Конечно же, по вышеуказанным причинам я не упомянул о массе интересных и достойных внимания групп, выступавших например в шатре. Невозможно объять необъятное. И еще одна ложка дегтя - не очень понятна тенденция к регулярному увеличению стоимости билетов. На следующий год они уже стоят 220 евро против 180 в этом году. Отчасти это можно объяснить увеличением расходов на безопасность в свете известных событий, но не настолько же. Видимо поэтому до сих пор не наступил характерный с 2007 года солдаут. Многие задумаются, а стоит ли переплачивать почти вдвое по сравнению с другими фестивалями, имея возможность посмотреть столь ко же (и таких же) групп? Задумаемся и мы.

Павел Paul Дьяконов


Возврат к списку