BRUTAL ASSAULT 2017

BRUTAL ASSAULT 2017
На фоне происходящего в последние годы прямо таки повального повышения цен на билеты на крупнейших европейских фестивалях, естественное желание каждого уважающего себя и свой кошелёк металхэда – поискать что-нибудь более демократичное по ценам, но, желательно, не менее интересное по составу и всему остальному. Наша цель – всеми возможностями ему в этом поспособствовать. Поэтому, в этом году мы решили посетить чешский Brutal Assault, проводящийся уже в 22-й раз, во второй уик-энд августа, с заявленным количеством посетителей в 15 000 человек, в, как это нетрудно догадаться, Чехии. Как мы уже писали в одном из репортажей, каждый фестиваль просто обязан иметь свою изюминку, неповторимую “фишку”, отличающую его от ему подобных. Фишка БA в том, что он проводится в самой настоящей военной крепости 18-го века под названием Йозефов, являющейся частью небольшого городка Яромерж, в 135 км на восток от Праги и, примерно, в 20 км от областного центра Градец Кралове. Место очень живописное: много зелени, есть речка Лабе (немцы могут настаивать, что это их Эльба — и будут правы, но тем, кто видел Эльбу, например, в Гамбурге, трудно представить идентичность ей этого 20-ти метровой ширины потока. Однако, что-то мы отвлеклись) и еще пара мелких речек, название которых запомнить просто трудно, но главное – это, конечно же, сама крепость. Центральную площадку фестиваля, на которой бок о бок располагаются две главные сцены, с трех сторон окружает крепостная стена высотой не никак меньше 15 метров, образуя своеобразный амфитеатр, а с четвертой ее замыкает так называемая “природная трибуна” — на самом деле, эта такая же стена, но с пологой насыпью, поросшей травой, с установленными на ней лавками, на которой очень удобно сидеть или лежать, попивая пивко и втыкая в музыку… Но об этом — потом… Внутри стен имеются всяческие проходы, галереи, казематы, где тоже можно присесть в холодке, попить пивка… Вообще, “попить пивка” — это главное занятие на БА после музыки, а иногда и не после, а перед, вместо, вместе.. Надо понимать, что в Чехии пиво — это как вода, пьют его постоянно и в огромных количествах, оно здесь вкусное и дешевое, как нигде (да простят меня все те же немцы). Однако и об этом — чуть позже. На самом деле, поскольку это первый репортаж о БА, он будет иметь форму скорей гида по фесту, нежеле отчета о выступлении групп или сочинения на тему “как мы провели неделю в Чехии”. Поэтому в нем будет много букв и цифр и немного оценок и критических измышлений на музыкальные темы. Итак, поехали.

Логистика. На машине добраться до БА не просто, а очень просто — по навигатору (шутка). Если серьезно, то со стороны Польши можно заехать от Вроцлова, с автобана А4 двумя путями — либо через Клодзко и Наход (с востока), либо через Каменную Гору и Трутнов (с севера). В обоих случаях придется ехать примерно 100 км по локалкам, немножко через горы с некими подобиями серпантинов и перевалов, не очень быстро, но зато в окружении красивой природы. Со стороны Словакии лучше заезжать от Оломоуца на Градец, со стороны Германии — либо по автобану от Праги, либо через Либерец, Турнов и Йичин. Если не на машине, то самое простое — добраться до Праги, а оттуда с Главного вокзала на поезде до Градца и затем с пересадкой — до Яромержа. Ходят и автобусы, но поезда — самый распространенный способ, их много, ходят часто, они недорогие, в них удобные кресла , туалеты и обычно есть Wi-Fi — в общем, все удобства. Билеты можно купить в интернете, в кассах на вокзале или в самих поездах у проводников, правда, так выйдет на порядок дороже. Сиди себе, чаться в соцсетях, попивай пивко…

Проживание. Вот с проживанием на БА все не так просто. Как правило, все апартаменты и немногочисленные гостиницы в Яромерже (то есть в шаговой доступности от фестиваля) из года в год забронированы постоянными посетителями, остается жилье в окрестных городках и деревеньках, откуда придется добираться до феста на поезде (из Градца, например), автобусе или такси, или кемпинг. Кстати, вечером от феста до Градца курсирует автобус со стоимостью проезда 100 кацэ (так тут называют чешские кроны , от Kc — прим.авт.) с лица — это примерно 4 евро (как стакан пива на Вакене), такси туда же стоят 600 крон на 4-х (на сайте феста сказано, что есть специальное фестивальное такси, и что цены на это такси закреплены на уровне 500 крон. Есть также его телефоны. Однако, мы от знакомых слышали цифру 600). А почему именно Градец, спросите вы? Потому что там живет основная масса любителей комфорта, те, кому не досталось места в Яромерже, там находится большой и популярный у посетителей отель “Чернигов” (до которого автобус и довозит) с вполне демократичными ценами. Хотя, например, знакомые ребята снимали целый дом в местечке Кукс в 7 км от Яромержа за бюджетные 450 евро в неделю, такси туда возило за 300 крон. К услугам менее взыскательной публики — ВИП-кемпинг, год от года вырастающий в размерах. Заказывать его желательно заранее, стоит место для большой палатки на 4-х человек примерно 75 евро на все время фестиваля. Виповость кемпингу придает то, что он огорожен забором, по внешнему периметру которого постоянно дежурят сотрудники феста (вот реально — постоянно кто-то маячил за забором, в жару и дождь), поделен на пронумерованные сектора, для доступа выдаются специальные браслеты, тоже пронумерованные, на входе также дежурят сотрудники, то есть, попасть вы можете только в свой сектор. Кроме того, там достаточно много туалетов, они содержатся во вполне себе цивильном состоянии, есть умывальники и душ, в который традиционно очередь. Все кемпинги расположены на травяных лужайках, до фестиваля — буквально пять минут неспешной ходьбы с пивом… Еще есть обычный кемпинг, он бесплатный, мы там не были, как он устроен — сказать трудно, но скорее всего , без забора и охраны. Безусловный минус всех кемпингов — в том, что там нельзя кемпиться рядом с машиной. Рядом с нашим кемпом была ВИП -парковка, но все места на нее были распроданы заранее. Вообще, с парковочными местами в Яромерже — определенный напряг, однако, предприимчивые чехи с соседней парковки для фур и автобусов предоставили свои немалые площади для нужд фестиваля, и всего за 900 крон за 5 дней можно было не думать о безопасности своей машины. При нас люди приделывали к столбу на дороге самодельный знак , указывающий куда-то в глубину дворов на ноходящийся там свежеиспеченный паркинг. Все правильно — есть спрос, будет и предложение. Отдельное слово нужно сказать о так называемом “диком” кемпинге. Что это значит? Это значит, что люди, особо не затеиваясь, ставят свои палатки где попало — на газонах, вдоль дороги на фест, на лужайках в городе… И самое удивительное — никто их оттуда не гоняет! Наблюдали такую картину: заехав в Яромерж во вторник, до открытия кемпингов, видим на лужайке возле дороги компанию из нескольких человек, с палаткой , столиком, креслами, мирно попивающих пивко.. Подумалось — люди приехали пораньше, коротают время в ожидании официального открытия кемпингов. Ага, не тут то было! На следующий день вокруг этой палатки уже был целый палаточный лагерь! Главное, отношение местных — самое дружелюбное. А как иначе бы смог фестиваль существовать здесь более 20-ти лет?

Еда.
Вообще, по части приготовить пожрать чехи большие мастера. Знают в этом толк. Палатки с продуктами питания на территории феста удовлетворят потребности самой взыскательной публики. Тут чешские национальные блюда, начиная от трдыльников и вплоть до знаменитого “вепрева колена”, и азиатская кухня, и индийская, и колбаски с капустой, и неизменные кебабы и дёнеры, и веганская кухня (последней что-то уж очень много было в этот раз)… в общем, погибель от голода — это последняя причина, от чего можно погибнуть на БА. Небольшая ложечка дегтя — сидячих мест для поглощения пищи явно недостает — несколько шатров, организованных по типу “биргардена” (столы-скамейки) не совсем справляются с вмещением всех чревоугодников, особенно в обеденное время (фест фестом, а обед — по расписанию) или в моменты непогоды. Да, если говорить о цифрах, то в основном порции стоят 80-100 крон, с редким отклонением плюс-минус 20 крон в каждую сторону.

Питьё.
С этим на БА тоже никаких проблем. Есть все необходимое, начиная с воды и всяких лимонадов и ред-буллов и заканчивая крепкими напитками типа традиционных сливовицы, грушковицы и всякой другой водки. Но основной напиток, как уже говорилось, конечно пиво. Главным партнером фестиваля является моравская пивная компания Radegast, базирующаяся на востоке Чехии, недалеко от Остравы — не самый известный из чешских производителей пенного, но однако же имеющий свои точки по всей территории страны и являющийся, кроме БА, еще и партнером другого крупнейшего чешского фестиваля, Masters Of Rock. Если говорить о вкусе пива, то тут конечно у всех предпочтения разные, но, субъективно, пиво очень понравилось, можно было выпить и темного, и светлого, в отличие от некоторых других фестов (не будем называть, каких, хотя эти Beck’s и Jever — это уже притча во языцех), где посетителей пытаются накачивать , хм, уриноподобной жидкостью не лучшего качества…Кстати, еще пару лет назад основным партнером БА по пиву был, помнится, Budweiser Budwar — так вот, новое пиво по мне так заходит гораздо лучше (ну и выходит соответственно). В общем, если не налегать на крепкое и всяческие там коктейльчики, можно хоть весь день пить хоть темное, хоть светлое , хоть вперемешку (кому как нравится) — голова наутро светлая и пустая, и готова к новым возлияниям. Стоимость пива — 40 крон за стакан, плюс еще пара крон удерживается за сам стакан, но выдается жетон, вместе с которым ты стакан можешь сдать и залог вернут. Все обычно, взяв стакан, так с ним потом и ходят, периодически наполняя, а после феста оставляют в качестве сувенира, ну или полезной в быту вещи — потому что он из хорошего пластика, маркированный, пиво из него пить очень приятно, а можно ручки там всякие хранить, карандаши и линейки….Кроме титульного на территории была широко представлена продукция еще двух именитых производителей чешского пива — Kozel и Pilzner Urquell (что тоже выгодно отличает БА от фестов “одного пива”), можно было найти пиво бренда Master, которое сейчас стало настоящей редкостью в Чехии. Для трезвенников предлагалось пиво популярной марки Birell — но это не наш метод. Вообще, в фестивальном буклете, который выдавался вместе с браслетом, есть такая фишка, как, внимание! — пивная карта! На которой вы можете найти точки реализации интересующего вас продукта. Очень умно, на наш взгляд. Отдельное слово нужно сказать о таком популярном ныне напитке, как Jagermeister. Эта компания также является партнером БА, ее именем названа одна из основных сцен, а дистрибьюция помимо розлива в фирменной палатке, происходит оригинальным способом — по фесту ходят красивые девчонки в одежде фирменного оранжевого цвета с держателем для пробирок, прямо как у доктора в поликлинике, а в пробирках налит этот самый чудесный напиток. Стоит этот шот, как и другие крепкие, 50 крон. Если цены все же покажутся дороговатыми, то можно выйти с территории фестиваля, пройти пару сотен метров и вам предложат в палатках и кафешках пиво по 25-30 крон (замечательное кстати пиво Tambor из соседнего городка Двур-Кралове-над-Лабем) ну и другую снедь подешевле, чем на фесте. С собой пронести какой-нибудь напиток сложно, но можно, в неявном, естественно, виде, однако поверьте, необходимости в этом нет практически никакой. Все есть и так.

Безнал.
БА уверенно стоит в ряду других фестивалей, перешедших на безналичную систему оплаты. Раньше это были купоны, т.е. по сути внутрифестивальные деньги, которые постоянно терялись по карманам и вообще, были жутко неудобными. Сейчас у каждого посетителя на браслете имеется карточка-чип, где и записана вся информация о вашем счете, о расходах и приходах, счет можно пополнить как в специальных ларьках, причем, с кредитки или кэшем, принимают и кроны, и евро, так и онлайн через специальный сервис. Очень удобно — потерять практически невозможно, сломать трудно, всегда можешь узнать остаток, приложив к терминалу которые стоят везде — да-да, и еда и питье, и весь мерч продается исключительно по безналу, даже у девченок-егермастериц есть терминал. После феста, заполнив специальную форму, можно вернуть неиспользованный остаток на кредитку. Немножко напрягает, что на всех входах на территорию, а также на трибуну стоят турникеты, и нужно прикладывать к ним чип как при входе, так и при выходе. Зачем это сделали орги БА — непонятно, то ли собирают какую-то статистику, то ли чтобы очереди на выходах образовать..Шутка.

Мерч.
Особым разнообразием метал-маркет БА не балует. Есть несколько палаток с одеждой и обувью, несколько с фурнитурой и аксессуарами, есть патчи и феньки, есть пара палаток с дисками и винилом, в том числе присутствуют и новинки, но не очень много, цены — среднеевропейские, даже проставлены в евро — вот, собсно, и всё. Официальный мерч продается на двух стендах в разных углах фестиваля, цены — как на других европейских фестах: майки — по 20-25 евро в эквиваленте, ну и т.п. Майки встречаются прикольные, но их быстро разбирают. Однако, создалось впечатление, что мерч периодически подновляют- все же по количеству народа это не Вакен , где все интересное разметается в минуты..

Где потусить.
На территории феста самое популярное место — это вышеупомянутая “природная трибуна” (Natural Stand официально), а попросту “гора”. Оттуда открывается прекрасный вид на обе основные сцены, звук неплохой (если ветром не сдувает), там есть скамейки, на которых можно посидеть, и травка, на которой можно полежать, но самое главное — там есть палатка с пивом! Но к сожалению, нет туалета. Так что , либо ходить вниз, либо к забору по верхнему периметру, где стоят секьюрити — но они особо не возражают, если от них подальше отойти, их задача — чтобы никто не перелез через забор и не свалился со стены на головы посетителей фуд-корта, который разместился вокруг этой трибуны, являющейся ничем иным, как бастионом крепости.

Кстати, внизу есть вход в него с проходом в коридорообразное нутро, где стоят столы и скамьи и где можно потупить в холодке… Так вот, вход на трибуну — платный, стоит 6 евро на все время в предпродаже на сайте феста (нужно заказать и оплатить его в е-шопе, распечатать инвойс и принести его с собой — и при первом входе в стоящей тут же будке тебе его обменяют на браслет специального цвета). Некоторое количество продавали в первый день по 8 евро, но это быстро закончилось, и в остальные дни, тем, кто поленился купить, или не успел, или не знал, оставалось только кусать локти (запивая пивом естессно), глядя снизу на наслаждающихся жизнью счастливчиков. Кроме того, в бастионе под названием “Октагон” (ну или около места с таким названием, мы так и не поняли) можно так же посидеть в прохладных сводчатых коридорах, в одном из них есть бар с напитками и бир-гарден.

Музыка.
На БА музыку играют на пяти сценах — двух основных и больших Jagermeister и Sea Shepherd (причем, сеты идут в режиме нон-стоп — перерыв составляет не более 5 минут, закончили на одной — тут же начинают на другой, саунд-чек проходит прямо во время выступления предыдущей команды, что порой мешает), одной, расположенной в шатре — Metal Gate(там перерывы побольше), и еще одной, маленькой, Oriental Stage — во внутреннем дворике бастиона Октагон (Или этот дворик и есть Октагон?) и пятой, совсем малюсенькой — в помещении рядом с кинотеатром ужасов. Называется она сложно — Keep Ambient Lodge stage. на двух последних сценах проходят всего по 2-3 сета в день. По стилистике никаких особенно рамок нет (ну, за исключением того, что это так или иначе должно укладываться в понятие brutal) — однако, здесь очень скучно будет любителям павер-метала, традиционного хард’н’хэви и глэм-рока с рок-н-роллом вкупе, а также направлений типа панк, ска-панк рэп-кор и всяких производных. Хотя, отдельные представители этих последних стилей уже потихонечку торят дорожку на БА. Но не павер и хэви! Такое ощущение, что на эти стили тут наложено прочное табу. Однако, похоже, и они не теряют надежды на проникновение в заветные ряды брутальщиков — в этом году мы с неким удивлением наблюдали выступление динозавров Metal Church, чью музыку, несмотря на заявленное в буклете гордое Power Thrash Metal, иначе, как классическим хэви не назовешь. И у них, похоже есть шансы — ведь в этом году аж сразу три известных группы представляли такое , не совсем, скажем, брутальное направление, как фолк-пэган-метал — российская Аркона, швейцарцы Eluveitie и норвежцы Einherjer. Зато на БА раздолье поклонникам таких стилей, как трэш, блэк, дэт в различных вариациях и , конечно, разнообразные коры — от хард- до дэт- и мат-. Это была , есть, и , надеемся , будет целевая аудитория БА. Теперь краткий экскурс по выступлениям. По понятным причинам, все мы отсмотреть не могли (отчасти из-за кардинального несоответствия взглядов на творчество, отчасти из-за занятости в интервью, а в основном из-за большого количества этих самых выступлений, и иногда не самого гуманного времени их начала (с 10-30) или окончания (в 2.00). Все же, мы тоже люди, более того, металхэды и где-то даже алкоголики, а фестиваль — это давно не только (и не столько) концерт, а место встречи друзей, тусовка, одним словом. Так что не взыщите. Все коментарии относятся либо к виденному лично, либо со слов знакомых, имеют субъективный характер и экспертной оценкой считаться не могут. Да, концерты начались в 14.00 в среду и закончились в 3.00 утра в воскресенье. Итак, поехали.


Среда
Из-за проблем с аккредитацией (которые всем неинтересны) и связанной с этим беготней, первую группу, которую мы увидели в этот день , была финская Wintersun во главе с неувядающим Jari Maenpaa. Хотя я до сих пор не могу смириться с его уходом из Ensiferum, тем не менее, за его творчеством слежу, хотя и не сказать, что очень пристально, поскольку интервалы между выходом альбомов у него действительно гроссмейстерские — первый в 2004 году, второй — в 2012 и третий, совсем свежий — месяц назад. Против ожидания, Яри и Ко сыграли с последнего альбома, состоящего к слову, из всего четырех композиций по временам года (тоже мне Вивальди, ага) и четырех их инструментальных версий, только “Весну”, остальные пять песен (6 песен в почти часов сет — мощно, да?) — из первых двух альбомов. Причем, из-за вышеупомянутой беготни (а точнее, из-за того, что ждали для запланированного интервью Оверкилл, а они так и не пришли, fuck them за это!), мы умудрились пропустить популярнейшую (и мою любимую) заглавную песню с первого альбома — Beyond The Dark Sun. Причем, так пропустить, что я подумал, что он ее опять не сыграл, как на Summerbreeze в 2014 году. Но самое-то главное — Яри был без гитары! Те, кто знаком с его творчеством, удивились бы не меньше меня! Ну просто , это тоже самое примерно, если отнять гитару…ну, у Мастейна например, или у Милле. Ощущения примерно те же. В общем, после такого шока, мы решили в этот день больше ничего не пропускать и взобрались на гору. Следующими были нью-йоркские хардкорщики Madball. Эти никаких сюрпризов не преподнесли, отмолотили мощно и вполне в духе одних из отцов стиля Pro-pain (здоровья Гари Мескиллу — если кто не знает, на него пару месяцев назад в Брюсселе напали какие-то отморозки и сильно повредили. Слава Богу, вроде все обошлось). Далее были вышеупомянутые Metal Church, и тут снова начались разочарования. Начали они с интро в виде основной темы из “Терминатора-2” (ту-ду, ту, туду, помните?), что навеяло на мысли о трэш-проекте Тима Ламбезиса, Austrian Death Machine, однако, к сожалению, этим все и закончилось. Дальше вокалист Mike Howe только визжал в микрофон под достаточно унылый аккомпанемент остальных участников. Никаким заявленным трэшем там, конечно, и не пахло. Однако, некоторым нравилось (не иначе, это те самые латентные поклонники хэви, пытающиеся проникнуть на БА и лишить его части брутала). Самое интересно, что на официальном сайте группы сет на БА не значится! Даже сейчас, когда он уже прошел. А может, его и не было? Потом были The Dillinger Escape Plan, играющие модный ныне маткор. Название стиля означает не то, что в творчестве широко используется ненормативная лексика, возможно, и к сожалению, а то, что музыка носит сложный , “математический” характер. Несмотря на то, что с математикой в школе , да и потом, у меня было всё в порядке, я ничего не понял. Видимо, это была какая-то другая математика. Поэтому, несмотря на то, что парни считаются родоначальниками стиля, с пол-сета мы сбежали на дальнюю сцену посмотреть на норвежских блэк-викингов (как написано в буклете) Helheim. На мой взгляд, они все же играют блэк, хотя выглядят, как викинги, и , поскольку текстов было не разобрать, то, возможно, о викингах и поют, так что все в тему, и надо сказать, достаточно позитивно. Потом вернулись на гору, и застали там выступление местной команды Master’s Hammer, исполняющей “оккультный блэк”. Видимо, для поддержания реноме, вся сцена была уставлена крестами, козлиными головами, периодически появлялись полуобнаженные тетеньки (живые!) к козлиными головами на плечах, запускались факелы, на бэке пестрели соответствующие рисунки… Этим, собственно, наши впечатления о чехах и ограничились, хотя, да, музыка соответствовала, а про слова не скажем, потому что пели на чешском. С середины сета мы снова сбежали на дальнюю сцену, чтобы поглазеть на американских дэт-корщиков Chealsea Grin, и не пожалели. Субтильные на вид ребята рубили такую злую музыку, в полном соответствии канонам стиля, что аж мурашки по коже бегали, точно не от холода, потому что погода в этот день баловала теплом, а в такт бластбитам и дабл-басам барабанера, который при этом умудрялся еще и подпевать вокалисту, единственный, кстати, из остальных членов группы. А сам вокалист Алекс Кёлер (к слову, основатель и единственный бессменный участник банды) выдавал на-гора умопомрачительный диапазон экстрим вокала , от визжащего скрима, до глубокого гроула. В результате мы единодушно присвоили сету американцев статус “лучшее шоу дня” авансом (и не ошиблись, как оказалось впоследствии). После этого, находясь под впечатлением, снова залезли на гору, как раз практически в начале сета Overkill. Я уже писал, что Оверкилл не меняется со временем, так вот, я ошибался! Во-первых, в этом году они выпустили новый альбом, с которого сыграли аж две песни, первую и вторую, во-вторых, они поменяли барабанщика, который почти не налажал, и в-третьих, Бобби “Блиц” отрастил усы! Этакие, белорусские, в стиле “песняров” (так и напрашивалась фраза “-Зачем Володька (отрастил) усы?”). Выглядит он теперь конечно странно. А еще , он не раздевался по пояс, как обычно в процессе выступления. Потолстел, что-ли? А в остальном, это тот же Оверкилл, с жестким олдскульным трэшем, неизменным Ди Ди Верни на басу, обязательным “Fuck you” в кульминации и…только второе место в нашем хит-параде дня. Может, потому, что звук слегка ветром относило? Ну и напоследок нам было предложено посмотреть наверное , один из самых нашумевших в последние пару лет, проектов, поляков Батюшка (именно по-русски, и именно с ударением на Ю, что в общем-то правильно с точки зрения правил русского языка, но уж больно по-иностранному звучит — кстати, огромное количество людей было нами встречено на БА в майках с лого этой группы, как оригинальным, так и на латинице). Было все как обычно — алтарь, бэк в виде иконы, люди в квазицерковных одеяниях, с закрытыми капюшонами и масками на лицах, начало благочинным голосом “…Помолимся, Батюшка, Литургия..”, поддерживаемое хорами, а потом вдруг продолжаемое скримом а-ля Дэнни Филт. Все добротно и по правилам стиля, именуемого “блэк-метал”, с претензией на оригинальность в плане использования как бы православной атрибутики, назовем это так. Но! Сет не меняется от выступления к выступлению ВООБЩЕ — все те же 8 Ектиний (они же песни). Первый раз интересно, второй — меньше, потом становится откровенно скучно. Мы свалили после третьей Ектинии — сказалась усталость первого дня и необходимость поспеть к началу выступлений второго дня.

Четверг
В четверг мы подорвались на концерты ни свет, ни заря — к 11.40 (те, кто бывал на фестивалях, подтвердит, что это на самом деле рано), когда должно было начать выступать бразильское девчачье трио Nervosa — девчонки играют “ПТУшный трэш”, как охарактеризовал их творчество один наш друг-музыкант в позапрошлом году, когда они уже выступали на БА, мы с ними лично знакомы еще с тех времен, кроме того, у нас было назначено интервью, так что пропустить их мы никак не могли, хоть и слегка опоздали к началу. Надо сказать, что барышни сильно прибавили в мастерстве владения инструментами. Кроме того, у них теперь новая барабанщица, которая реально огонь, и вообще видно, что постоянные туры, в которые их отправляет лейбл Napalm Records, где они выступали с такими монстрами как Exodus, Artillery, Destruction, явно пошли им на пользу. Их трэш уже не назовешь “ПТУшным” – это настоящий олд-скул, и вкупе с личным обаянием и данными девчонок смотрится и слушается очень прикольно. Кстати, нас приятно удивило количество поклонников, пришедших в столь ранний час (без иронии) посмотреть на бразильянок. После этого, вяло поглазев на индустриальщиков(?) War for War (вот уж более нелепого сочетания заявленного стиля, названия, внешнего вида и музыки трудно придумать), ничем не отпечатавшихся в памяти, кроме статичного поведения на сцене, женского вокала , черных одежд и остатков белой краски на лицах участников, и краем глаза глянув на чехов Insania, играющих некое смешение стилей, в простонародье именуемое “кроссовер”, невнятную музыку, но зато на родном языке, что конечно же не могло не собрать перед сценой определенную аудиторию, мы отправились в пресс-зону, расположенную все в том же “Октагоне” (или возле него) для встречи с Нервозой, которая прошла, как принято говорить, в теплой и дружеской атмосфере. Мы узнали про девченок много нового, в том числе секрет их успеха, но вам не расскажем, потому что интервью будет опубликовано в ближайшее время. Сердечно распрощавшись с трэш-дивами и пожелав им дальнейших успехов, мы выбрались на свет божий, чтобы застать окончание выступления канадских техно-детстеров Cryptopsy — мощное молотилово, заставившее даже пожалеть, что мы пропустили бОльшую часть сета. Слегка всплакнув по этому поводу (вру, металхэды не плачут!) наша дружная команда полезла на гору — отдохнуть и обменяться впечатлениями, а также традиционно промочить горло продукцией чешских пивоваров. Там мы и встретили выступление Miss May I , на которых мы возлагали определенные надежды, но, к сожалению, они не оправдались. Нет, ребята отыграли неплохо, но после концерта никаких мыслей, кроме “я их посмотрел”, не осталось. Очень средний, хоть и качественный, перфоманс. Вслед за ними на сцену вышли их соотечественники Havok, не так давно выпустившие новый альбом, но никак не могущие прорваться в высшую лигу трэш-метала, видимо, из-за недостаточно раскрученного лэйбла (с которым они, по их же словам расстались после выпуска последнего альбома и совсем недавно подписались на Century Media Rec.). Теперь то уж, с новым лейблом, успех гарантирован, видимо подумали ребята и изо всех сил пытались это доказать на сцене имени тов.Егермайстера. Получилось очень убедительно. Народ верил, хороводил, волофдетился, краудсерфился и вообще всячески порыв группы поддерживал. Твердый зачет. С первыми аккордами сета хардкорщиков из Terror, сменивших своих земляков (имеется в виду принадлежность обеих банд к US) мы водрузились на гору, чтобы уже не слезать с нее до конца вечера (ну, может, только на пол-часика, чтобы встретиться с друзьями из Арконы — больше -то встретиться негде, кроме как на фесте в Чехии!). Калифорнийские же (не совсем все же земляки с Хавок, те из Колорадо) продолжатели дела Black Flag и Dead Kennedys нарезали скоростной сабж, умудряясь почти в каждой песне заводить толпу на секл-пит. Особенно неистовствовал бассист, который, видимо в силу не очень сложных партий, то крутился волчком, то исполнял довольно качественные хай-кики ногами, то есть, отрывался, как мог, не забывая подпевать, точнее, подкрикивать вокалисту. Общими усилиями они неплохо подготовили народ к последующему выступлению своих более именитых одностилийцев (интересный термин придумал) Hatebreed, которые кстати участвовали в записи первого альбома Terror. Но до этого была еще неформатная Аркона, находящаяся в вечном туре, в последнее время заметно сменившая звучание в сторону утяжеления и умрачнения, сыгравшая по 1-2 песни с последних четырех альбомов. Публика принимала ребят очень тепло, кульминацией явилась конечно же “Стенка на стенку”, в общем стороны остались довольны: публика — выступлением, Аркона — публикой. Затем Аркону сменили ветераны бескомпромиссного дэта Nile , умудрившиеся за две недели выступить аж на пяти (!) не самых последних европейских фестах. Коллектив имени главной египетской реки (не совсем понятно, при чем тут Нил, но все встает на свои места, стоит только почитать названия песен — все творчество группы так или иначе крутится вокруг темы Древнего Египта) под управлением бессменного Карла Сандерса не дала толпе ни едино шанса расслабиться и передохнуть: все трое гитаристов рычали в микрофон по-очереди и вместе, сопровождая это действо обстрелом публики зубодробительными риффами, а давний однополчанин командора Карла , оператор барабанной установки Джордж (или правильнее Георгиос) Коллиас , самозабвенно закрыв глаза, поддерживал коллег огнем из спаренных бочек в сопровождении очередей бластбитов. К концу сета толпа была расстреляна, растерзана и измождена… На следующий Samael сил, похоже, ни у кого не осталось..А ведь это было только начало вечера.С Самаэля мы сбежали на ту самую встречу с арконцами, запомнился он нам лишь черно-белым лицом гитариста…Вернулись мы как раз к началу следующего сета.Очевидно, что на Самаэле все успели изрядно отдохнуть. Hatebreed ворвались на сцену и дали жару, ну или хардкору, если вам угодно. Бессменный Джейми Джаста наводил движ в толпе, все плясали и голосили. Очень яркое шоу, которое оставило после себя заряд позитива и бодрости. Ребята сыграли сбалансированную программу, взяв по песне-другой из каждого знакового релиза. Не обошлось и без уже легендарной I Will Be Heard: народ подпевал так дружно, что, думаем, их действительно услышали. На очереди был товарищ Исан со своим в который уже раз возродившимся Emperor, а мы, поскольку не являемся страстными поклонниками норвегов, да и видели их уже не раз, в том числе неделю назад на вакене, а ничего нового они примерно c 2001 года не создали, так вот, мы стали трезво (насколько это было возможно после почти постоянного употребления пива) оценивать свои шансы дожить до Suffocation и Rotting Christ…После Эмперора были еще Opeth, к ним интереса у нас было еще меньше, так что мы сочли шансы в отношении американцев мизерными, а греков — и вовсе нулевыми и потянулись к выходу. Как показали опросы очевидцев и последующие просмотры видосов — зря, выступление американских дэтстеров было очень достойным, да и греки не подкачали…Но, видно не судьба. Тем временем погода начала меняться, на Suffocation пошел дождь, но мы этого уже не видели, потому что дрыхли без задних ног в палатке. Выступления на остальных сценах, кроме главных, мы в этот день успешно задвинули..

Пятница.
В пятницу нас разбудил дождь. Как казалось, он шел периодически всю ночь. К счастью, палатка выдержала, но настроение было соответствующее, дождь то прекращался, то возобновлялся, мы уговаривали себя, что , мол, подождем, ничего интересного все равно не происходит. В конце концов, аргументы самообмана исчерпались, мы снарядились дождевиками (эх, знать бы, мы бы еще и сапоги надели!) и двинулись в сторону феста. Прибыли как раз на окончание сета Crowbar, играющих “стоунер/сладж метал”. Как гласит Вики, “сладж — музыкальный жанр, находящийся на стыке дум-метала и хардкор-панка. Что это за стык такой — непонятно, по мне это что-то сродни “китайско-финской границы”. На самом деле, седобородые дядьки на сцене, похожие на гномов, нарезали вполне себе энергичную музычку, вполне вписывающуюся в формат феста. Что там у них по стоунеру, я не знаю, разве что периодические замедления темпа… Но мы видели не весь сет. Гномов сменили наши старые знакомцы из Южного Тироля (язык не поворачивается назвать их итальянцами), дарк-металлисты Graveworm. Парни отмолотили на одном дыхании, Стефано как всегда был в ударе (и в голосе), в общем…ничего нового. С ними, кстати, у нас также была запланирована встреча, где мы и планировали спросить у них, как они докатились до жизни такой.. Тем временем на соседней сцене уже играло вступление к песне Ignorance с одноименного альбома еще одних ветеранов американского трэша (что за фест, подумалось нам, либо ветераны трэша, либо молодняк-пэтэушники) Sacred Reich. А из-за сцен на фест наползало Нечто. Таких туч я лично давно не видел, они клубилось, как живые и были всех оттенков серого (50 их там было или другое количество — неизвестно, но стало отчего-то жутковать…). Бодрые же старички во главе с Филом Райндом продолжали как ни вчем ни бывало рубить свой “Игноранс”. Тут видно наверху кто-то перепутал однокоренные, но разные английские слова ”невежество” (именно так переводится название песни) и “игнор”, подумал, что его игнорируют и обрушил небо на землю. Это был не ливень, это была стена воды! Старички сразу же бросили рубить и стали закутывать оборудование полиэтиленом. Кто не успел спрятаться под какую-нибудь крышу, тут же промок до нитки. Кто успел надеть дождевики, как мы, промокли там, где не было дождевиков. Все это продолжалось всего несколько минут, но было масштабно и глобально. В результате выступление SR возобновилось минут через 40-50, сет оказался слегка скомканным, но они честно доиграли до конца, порадовав в финале классическими The Amerikan Way и Surf Nicaragua, доказав тем самым, что их порох в пороховницах не только есть, но его еще и не подмочить какими-то катаклизмами, чтобы там ни думали наверху.. Попроще оказалось выступавшим в дальнем шатре The Crown. Во-первых, катаклизм их почти не затронул, а народу, спасавшегося от непогоду, забилось под завязку, так что, по словам оказавшихся там друзей, шведы, обрадованные аншлагом, феерили не по-детски. Да они и так то большие молодцы, всегда отличались добротностью выступлений, но тут, по оценкам, превзошли сами себя. После них на этой сцене выступали Possessed, народ, видимо опасаясь повторения ливня, расходиться отказался, так что Джеф Бессера сотоварищи таже выступали при аншлаге, чему Джеф был явно очень рад и так и норовил выпрыгнуть из своей инвалидной коляски от избытка чувств. До конца мы правда не досмотрели, побежали к основным сценам. Там уже были американцы August Burns Red, они выступили ярко и мощно, показав всем скептикам, что металкор – от слова “метал”, а не от “музыка для девочек”. Хватало быстрых, почти “трэшовых”, моментов, лаконично перемежающихся грувовыми брейкдаунами, а дополняли всё это действо мелодичные гитарные партии. После них были Eluveitie, тоже, как и Аркона, не совсем вписывающиеся, на наш взгляд, в формат БА, увидеть их удалось урывками, так как торопились на встречу с Грэйвворм, запомнилась одна деталь — похоже, Кригель, разогнавший в прошлом году свою женскую вокальную капеллу, и певший один, все-таки понял, что одному ему не вытянуть и потихоньку женские партии возвращает. Trivium из-за интервью мы тоже почти пропустили, но мне показалось, что они выглядели какими-то замученными, а музыка заметно полегчала. Может, это из-за вновь поменявшегося барабанщика, а, может, парни просто устали. После них был Carcass, тут всё по накатанным рельсам, ни прибавить , ни убавить… Ну а мы потихоньку двинулись в лагерь, где обнаружили последствия шторма в виде свернутой наполовину и састично залитой палатки. Впрочем, нам еще повезло, говорят, палатки летали по небу , как дельтапланы, а тент у соседей сложило еще накануне. В общем, вечер закончился восстановлением разрушенного, к счастью, все обошлось.

Лирическое отступление — погода. Старожилы говорят, что такого не было давно. Да что там давно — никогда. Бывали дожди, но чтоб ливень с ураганом…Нехарактерная погода для этой местности в это время года. Тут все больше жара такая, что подгоняют пожарную машину и поливают из нее толпу (что и было в первые два дня). Но что-то меняется в этом мире..

Суббота
Началось для нас день с Prong. Хотели пойти к Artillery, но затянули с завтраком, плавно перетекшим в обед, благо погода вроде наладилась, потом соблазнились вкусным пивом Tambor на входе и опоздали на сет датчан. Зато американцев отсмотрели от и до. Они произвели весьма благоприятное впечатление своей смесью трэша и грува, только бассист выглядел слегка ..уставшим, мы предположили, что он под какими то веществами (трава — не аркотик в чехии!) и потому не всегда попадал в тему. А в целом, ничего так, позитивненько. Британцы While She Sleeps показались, не в обиду фанатам, бюджетной версией Architects – во всём они не дотягивали, хоть и очень старались. Вокалист показывал невероятное мастерство скакания по сцене, музыканты старательно играли свои партии, но… увы, чем-то особенным их выступление не запомнилось. Зато Decapitated очень даже запомнились. Поляки отыграли свой сет, как одну песню, очень мощно, с отличным качеством и смотрелись очень солидно. Эта группа, несмотря на обрушившиеся на нее невзгоды (напомним, в 2007 году их автобус попал в аварию, в результате погиб барабанщик, брат лидера группы , Vogg’a, Vitek. Затем, через четыре года, группа чуть было не попала в авиакатастрофу) постоянно прогрессирует и не может не вызывать уважения, занимая почетное место в ряду европейских карифеев дэта, таких, как например их земляки Vader. За поляками выступали бельгийцы Oathbreaker – группа-загадка этого фестиваля для нашей команды. Они были настолько не от мира сего, что мы так и не смогли осознать, что нам довелось созерцать. Смесь блэка, пост-метала и эмбиента (а местами, казалось, вообще а капелла вокалистки) ввели нас в ступор. Каждый элемент по-отдельности звучал неплохо, но вместе всё это очень тяжело складывалось в стройную картину. Их было тяжело слушать. Не потому что скучные, а потому что переходы были настолько резкими, что мозг клинило. Возможно, в этом и кроется идея группы. Тогда у них всё получилось. Надо сказать пару слов о вокалистке, она являла собой собирательный образ ну очень творческой натуры: то стонала, то срывалась на скрим, то обвивала микрофонную стойку, то, обмякнув, падала ниц, то вскакивала и бесновалась по сцене. В общем, если где и остались экзорцисты и инквизиторы, то они по ней не плакали, а ревели навзрыд. Слушать предельно осторожно. Следом играли американские трэшеры Demolition Hammer. Действительно демолишн, и действительно хаммер. Как молотком по голове, до полного разрушения. Эта группа с непростой судьбой (образовавшись в 1986-м, с 1990 по 1996 год они записали три альбома и благополучно развалились, чтобы, как птица Феникс, возродиться в 2016-м) в виде двух мощных лысо-волосатых седобородых стариков, мощного мулата и мощного, лысого, но молодого барабанщика, около часа молотила по мозгам приличной толпе металхэдов, которая была вовсе не против этого. Всем очень понравилось. После анабиоза в исполнении Tiamat, англичане Architects стали ну просто разрядом дефибриллятора, вдохнувшим жизнь в металхэдов. Это было великолепно поставленное шоу – свой свет, свои эффекты, которые ребята возят с собой в туре, эталонный звук, безумная атмосфера. Любой, кто знаком с творчеством группы Architects, закатывал бы глаза в эйфории от сет-листа (как кое-кто из нашей команды и делал) – только лучшие хиты, не к чему придраться. Хоть музыканты в основном и были больше сосредоточены на своих партиях, пусто на сцене не было. А там и не может быть пусто, когда за микрофоном Сэм Картер. Вокалист, казалось, был везде и всюду одновременно: невероятная отдача вкупе с великолепным вокалом. Бешеная энергетика группы проняла и заставила двигаться даже радикальных сторонников олд-скула, которые обычно только плюются от core-музыки. Знаковым, хоть, очевидно, и не случайным, стало выступление группы на сцене Sea Shepherd, названной в честь организации, борющейся с китовыми браконьерами. Дело в том, что Architects уже очень давно поддерживают эту организацию: ребята не устают рассказывать о ней на каждом концерте, и их часто можно увидеть в одежде с символикой Sea Shepherd. Последнюю песню сета, Gone With The Wind, как и все предыдущие песни, они посвятили своему гитаристу и главному композитору Тому Сирлу, который скончался от рака в августе 2016-го года. Это было настолько искренне и трогательно, что невозможно было не понять, насколько важным человеком в их жизни был Том. Определённо, одно из лучших выступлений на фестивале, ребята уверенно показали, что значит быть хэдлайнером. Последующие D.Townsend Project и Amorphis мы пропустили (хотя, наверное, стоило посмотреть на Томи Йоутсена без косичек, ставших за годы его визитной карточкой), предпочтя им общение с друзьями и финальный ужин, и вернулись уже к концу сета Mayhem, который также ничем особенным не удивил (в позапрошлом году здесь же всё было даже интереснее — и декорации, и костюмы, да и звук..). Французских думстеров Monolithe, закрывавших фестивальную программу на главных сценах, мы слушали вполуха — все же, дум — не наша тема, да и хватило нам Тиамата с избытком. Поэтому мы не спеша двинулись в сторону дальнего шатра, чтобы попрощаться с БА-2017 посредством одной из самых ожидаемых нами групп, Revocation, американских трэшеров, непонятным образом поставленных организаторами в самый конец списка выступающих групп. Сет их нам очень понравился, хоть все были уставшие (время — 2 часа ночи), народу было не очень много, только самые стойкие, вроде нас, да и сам сет показался очень уж коротким, точнее, пролетел очень быстро. Достойная финальная точка фестиваля.

Наутро нас ждали неизбежные сборы, попытка завтрака, проверка на профпригодность в качестве водителя (кстати, на выезде со стоянки стояли полицейские, которые давали подуть в тестер, внимание! — не водителю, вытащенному из-за руля, а потенциальным водителям, которые сомневались в своих способностях, причем, совершенно бесплатно и предельно доброжелательно; мы, правда, к ним не пошли, у нас был свой тестер), оздоровительные процедуры в виде холодного душа. Пока мы все это делали, практически весь фест, без суеты и пробок, потихоньку рассосался, что нас тоже приятно удивило. Вобщем, это была финальная капля, которая нас утвердила в решении — следующему Бруталу быть в нашем списке! Чего и вам желаем.

Павел Дьяконов
Кирилл Дьяконов
Димон Левицкий




Возврат к списку